Такси уезжает в серую зону


За два года нелегальный рынок вырос более чем на треть, подсчитали в Аналитическом центре при правительстве. Почему, несмотря на стремительное развитие агрегаторов, доля серых перевозок снова выросла?

Такси уезжает в серую зону

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Нелегальный рынок такси за последние два года вырос на 35%. Об этом говорится в исследовании Аналитического центра при правительстве. Как подсчитали эксперты, в среднем по России доля нелегальных поездок небольшая — около 16%, но в 13 регионах более половины заказов выполняют водители, у которых нет разрешения на таксомоторные перевозки.

Почему так происходит? Ведь рынок должен был стать более цивилизованным с развитием агрегаторов. Своими наблюдениями за тем, как нелегальные водители попадают в такси, поделился работающий в Москве таксист Василий:

— Люди могут купить чужой аккаунт и работать под ним. Некоторые водители подключают фирмы, которые имеют с этого свой процент — 1,5-5%, может быть, и выше. В этом случае они переводят деньги водителям на карточку. Это тоже считается нелегальным заработком. У меня сегодня утром был пример. Я вызвал автомобиль одного из агрегаторов, было написано, что приедет серый Renault Logan, но приехал вообще Renault Sandero. Водитель-нелегал подрабатывает по ночам, как он сказал, он меньше трех лет за рулем, город не знает вообще и проехал вместе со мной, с пассажиром, на красный свет. Я у него спросил: «Куда мы торопимся?» Он говорит: «Просто посчитал, что никого здесь нет». Такие люди сто процентов не платят налоги, и за счет них, конечно, нелегальный рынок может вырасти на 30%, даже, может, и больше, потому что использование чужих аккаунтов сплошь и рядом. Я состою в некоторых группах, там люди готовы арендовать бизнес-аккаунт агрегатора за тысячу рублей в день, чтобы работать под чужим аккаунтом. Бывают даже случаи, когда женские аккаунты, а приезжает мужчина.

— Насколько тщательно агрегатор при заключении соглашения с водителем проверяет все разрешения и документы?

— Это все происходит дистанционно. Допустим, я взял у кого-то аккаунт в аренду, через десять дней я должен пройти фотоконтроль дистанционно — сфотографировать права и автомобиль. Я созвонюсь с этим человеком, попрошу с ним встретиться, сфотографирую и уеду дальше работать. И все, меня десять дней никто не проверит. Даже если сядет какой-то тайный проверяющий, он же не будет у меня запрашивать, я же не обязан показывать пассажиру свои права.

Аналитический центр при правительстве также выяснил, что в прошлом году количество таксистов, официально занятых в отрасли, составило около 600 тысяч человек. По сравнению с 2017 годом «значимого роста не произошло», зато увеличилось число активно эксплуатируемых автомобилей такси, используемых в две смены.

При этом эксперты утверждают, что средний доход таксистов за два года вырос более чем в полтора раза и сейчас достигает в среднем 63 тысяч рублей в месяц. Возможно, в Москве это и так, но не в провинции, говорит председатель Общественного совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова.

Ирина Зарипова председатель Общественного совета по развитию такси в регионах РФ «Если мы возьмем, например, Бийск, там водители такси получают в среднем 25 тысяч рублей. В Хабаровске величина среднего дохода водителей — 35 тысяч рублей. В Москве вполне возможно и 63 тысяч. Есть регионы, где доход действительно вырос. Я знаю точно, что доход вырос в Барнауле: там не было большого количества заказов, и рынок такси в Барнауле начал развиваться, раньше водители там получали 25 тысяч, стали получать 35 тысяч. Есть регионы, где идет стагнация. Например, в Якутске раньше был высокий ценник, а логистика осталась сейчас на том же уровне, но ценник снизился, соответственно, там есть падение дохода. Каждый регион уникален. Можно сделать какую-то среднюю цифру, но она будет некорректна, потому что она будет учитывать Москву».

Согласно выводам экспертов, сейчас агрегаторы занимают около 60% легального рынка такси. Лидер — «Яндекс.Такси» с долей в 27%, которая может вырасти до 40% после покупки активов другого агрегатора «Везет». Впрочем, ФАС пока не вынесла решение по этой сделке. Но в целом, как считают в Аналитическом центре при правительстве, резкий рост легального рынка такси закончился.

Источник